Сказки Молочного

Сказки Молочного

Давным-давно, в 1806 году при царе Александре I, жили-были близ Евпатории, в селе Тереклы-Конрат меж озерами Тереклы и Конрат на 27 дворах 171 крымский татарин, 5 цыган и 1 ясыр. Одинокий ясыр – явно трагический персонаж (ясыр — стар. и ныне, по всей азиятской границе нашей, пленник, полоненник, в виде добычи), да это присказка, не сказка. Сказка будет впереди.

Давным-давно, только-только после Ленина, в 1926 году, тереклы-конратцев снова пересчитали. И оказалось их на десять больше, чем при царе, но время текло, вода текла, кровь текла, и состав стал другим: 124 русских, 53 татарина, 9 украинцев, 1 грек. Один грек. Одинокий, как раньше ясыр.

А чуть раньше, при живом еще Ленине, в 1923 году в тех местах был создан совхоз «Береговой», специализировавшийся на мясо-молочном животноводстве. Это тоже еще не сказка, сказка будет впереди, но это важно.

В 1945 году Тереклы-Конрат стало Молочным, в честь части животноводства, надо полагать. Молочных сел в Советском Союзе было намного больше, чем Мясных.

В 1966 году в Молочном построен пансионат «Береговой» на 150 мест.

Село Молочное. Пансионат «Береговой» после укрупнения и модернизации
И это уже почти сказка.

А вот и она!

Жило-было не так давно руководство Коростенского отделения Юго-Западной железной дороги, что в Житомирской области. Руководство было доброе, хорошее и однажды задумалось об оздоровлении трудящихся. Долго ли, коротко ли, а нашло руководство пансионат «Береговой» в селе Молочном и воскликнуло «Любо!». Да вот незадача, пансионат-то «Береговой», а до берега моря от него – почти два километра.

Песчаный пляж пансионата «Береговой»
Что же трудящимся натруженные ноги бить по жаре? Злое руководство могло бы решить «да, бить» и обосновать медицинскую пользу, но коростенское руководство было добрым и стало думать думу. Пусть звали руководство Михаилом Степановичем.

Михаил Степанович нажал кнопку селектора.

— Анечка, — попросил он. – Сделай-ка мне чайку.

Через три минуты в кабинет вошла стройная Анечка в брючном костюме цвета бордо с акцентированными плечами по выкройке из Бурда-моден. На высокой Анечкиной груди красовалась изящная золоченая брошь с электровозом ВЛ-60, а в глазах ее — чертовщинка. Анечка поставила на стол поднос со стаканом в мельхиоровом подстаканнике с буквами Ю-З. Из стакана поднимался пар.

Анечка вышла. Михаил Степанович прихлебнул, постучал пальцами по столу, подвигал сувенирный паровоз. Михаил Степанович почувствовал, что душно. Он ослабил галстук и распахнул окно, впустив в кабинет прохладный коростенский воздух. Глубоко и шумно вдохнув, Михаил Степанович достал из сейфа бутылку коньяка, пять звезд и блюдце с тонко нарезанным лимоном, надолго задумался, потом плеснул коньяку в две рюмки и снова нажал кнопку.

— Анечка, зайди.

Михаил Степанович подал Анечке рюмку, вгляделся в брошь с электровозом ЭЛ-60 и произнес:

— Мы, Анечка, в Молочном трамвай построим.

— Ох! – выдохнула Анечка восхищенно и опустилась на краешек стула.

Как-то так в 1988 году произошло чудо. (Есть и альтернативная версия. Директора «Берегового» Татьяну Ивановну Чистякову, конечно, отметим.) Говорят об экономической обоснованности и правильно, наверное, говорят. И все равно: чтобы решить строить трамвайную линию от пансионата до пляжа нужно быть чудаком и романтиком!

И это еще не вся сказка!

В окошке маршрутоуказателя трамвая в Молочном летит чайка
Видный знаток транспорта С. А. Тархов в книге «История трамвая и троллейбуса в Севастополе» писал и о трамвае в Молочном. Процитируем главку целиком:

«Об этом трамвае мало, кто знает, так как он не охвачен ни статистикой, ни ассоциациями работников городского транспорта. Молочное — небольшое село, находящееся в 11 км к западу от Евпатории, в 2 км от берега Черного моря. В селе находится совхоз «Береговой».

В 1988 г. было решено соединить пансионат Крымского областного объединения «Крымколхозздравница», находящийся на восточной окраине села, с песчаным морским пляжем одноколейной линией трамвая длиной 1.5 км. Строить линию начали весной 1989 г. силами железнодорожных строителей Коростеньского отделения Юго-Западной железной дороги (Житомирская область). Однопутная линия с колеей 1000 мм была уложена по обочине дороги от южных ворот пансионата «Береговой» между двумя солеными озерами до пляжа. Железнодорожники построили тяговую подстанцию, депо и доставили в село трамвайные вагоны из Евпатории и Житомира. Депо находится близ пансионата.

Однопутная линия была уложена по обочине дороги между двумя солеными озерами
Обе конечные – тупиковые. По линии ходит один состав из двух моторных вагонов №5 и №20 (получены соответственно из Евпатории и Житомира), сцепленных задом-наперед (тяни-толкай). Один вагон (резервный) стоит в депо (№76 из Житомира). Все вагоны – б/у производства ГДР (Т-57 и Т-2-62).

Конечная «Пляж». Лето, 2011 г.
Движение по линии открылось 18 августа 1989 г. Для эксплуатации трамвая на лето сюда приезжает одна вагоновожатая из Житомира. Трамвай работает только летом (обычно с 20 мая по 15 сентября) – с 9 часов утра до 12 часов дня, а затем с 15 до 19 час. Во время обеденного перерыва трамвай загоняется в депо, которое запирается. Поезд отправляется по мере наполнения. Основное назначение трамвая – перевозка отдыхающих из пансионата и местных жителей на пляж и обратно.»

Тархов, С. A. Первый в Крыму: История трамвая и троллейбуса в Севастополе. — Севастополь, НПЦ «ЭКОСИ-Гидрофизика». — 1998. С. 118-119.

С интересом прочитав и перечитав главку, повторим одну фразу, смакуя как коньяк:

«Для эксплуатации трамвая на лето сюда приезжает одна вагоновожатая из Житомира».

Это же очень красиво. Сейчас в сети то и дело встречаются заманчивые предложения эфемерной «работы мечты», вроде смотрителя отдаленного маяка или переворачивателя пингвинов. А это она и была, работа мечты, настоящая. Сколько-то лет везло вагоновожатой из Житомира. Книга С. А. Тархова была издана в 1998 году, в XXI веке вагоновожатая из Житомира уже не приезжала, обходились местными кадрами: Евпатория рядом, в Евпатории тоже умеют водить трамваи вообще и дивные «Gotha» производства Германской Демократической Республики (с 1990 г. – часть Федеративной Республики Германия) в частности.

Трамвай. Поучительные стихи Автор фото — Rising
Кроме Молочного, линейные «Gotha» Т-57 можно увидеть в Вольтерсдорфе, Бад-Шандау, Наумбурге (Германия), Стамбуле и Бурсе (Турция), Араде (Румыния) и Евпатории. Их во всем мире осталось чуть больше двадцати!

Сказка сказывалась каждое лето с мая-июня до августа-сентября. Трамваи чинили и приукрашивали, пути латали, шпалы меняли, люди ездили, оздоравливались и радовались.

Фанаты транспорта записывали трамвайную систему села Молочное в книгу рекордов Гиннесса, как самую маленькую в мире. Достоверного подтверждения этому найти не удалось. Но пусть, почему нет?

После присоединения Крыма к Российской Федерации в селе Молочном, согласно переписи, проживало 2174 человека, на 150 меньше, чем в 2001 г. Летом 2014 года, трамвай с опозданием, но поехал. А вот летом 2015 года — уже нет.

Депо. С 2015 года трамвай в Молочном закрыт
У пансионата «Береговой» настали не лучшие времена, туристы не доезжают, не до трамвая.

Конечная «Пансионат Береговой». Весна, 2019 г.
Чудаки, романтики и сказки трудно переживают большие жесткие перемены.

Кадр из к/ф «Гори, гори, моя звезда»
Впрочем, в Молочном появилась новая сказка – про большое пластиковое сердце. Наверное, у нее тоже есть читатели.

Новая сказка Молочного
Конец ли старой трамвайной сказке? Ну, пусть будет не конец, а? Официально вагоны не списаны, стоят в депо. Их можно увидеть в замочную скважину.

[block id="9"]
[block id="9"]

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Adblock
detector