Подводные памятники Крыма
Прибрежные воды Крымского полуострова вызывают огромный интерес любителей подводного мира, профессионалов археологов и исследователей затонувших объектов. На сегодняшний день известно место расположения около 2050 затонувших объектов.
Среди них порты и прибрежные постройки 24-х древних городищ восточного, западного и северо-западного побережья Крыма. К примеру, оказавшееся под водой городище Акра, которое находится недалеко от Керчи в районе сел Заветного и Набережного, давно привлекает исследователей. Но только в этом году начаты системные работы, которые, возможно, помогут ответить на вопросы: с какими античными государствами шла торговля, какие корабли сюда приходили, как они были устроены. Останки ушедшего под воду античного города Акра в скором времени могут получить статус подводного музея.
На сегодняшний день 1588 боевых кораблей, гражданских судов и самолетов 15 государств покоятся на дне Черного моря. У берегов Крыма на глубинах, доступных для ныряльщиков, как профессионалов, так и любителей находится множество затонувших объектов. Кроме туристов, которые погружаются, чтобы увидеть интереснейшие объекты, в Крым приезжает немало «черных дайверов», или попросту ныряльщиков-мародеров. Обладая техническими возможностями погружения до ста метров, «черные дайверы» подвергают разграблению настоящие памятники истории, такие как английский парусник времен Крымской войны «Агнес Блэйки», теплоход «Ленин» и многие другие. Несмотря на неоспоримое признание ценности затопленных объектов, только 5 из них получили статус государственного памятника.
В скором времени под защиту государства планируется взять семь объектов, которые представляют немалый интерес как для подводных археологов, так и для туристов.
Это 66-ти пушечный линейный корабль «Святой Александр», который потерпел крушение в 1786 году у западного побережья Крыма в районе села Оленевка, грузопассажирский пароход «Цесаревич Алексей Николаевич», затонувший в 1916 году в районе мыса Тарханкут, вспомогательный минный крейсер «Буг», затонувший 1922 году в Керкинитском заливе, транспорт «Жан Жорес», затонувший в Феодосийской бухте в 1942 году, а также затонувшие в 1943 году: охотник UJ-102 (КТ-40) — в районе Евпаторийского залива, транспорты «Варна» — в районе озера Донузлав и «Волга-Дон» — вблизи села Штормового.
Статус подводного музея, кроме античного города Акра, могут получить теплоход «Ленин», затонувший недалеко от мыса Сарыч в 1941 году и подводная лодка «Скат» времен царской России, которая в 1919 году была затоплена у берегов Севастополя. Все эти объекты расположены на небольшой глубине и могут быть легкодоступны для посещения любителями подводного туризма.
Созданием своеобразного музея занялись дайверы на Тарханкуте. Экспонатами этого необычного музея стали затопленные скульптуры, бюсты бывших вождей и символы Советской эпохи, привезенные сюда с разных концов бывшего Советского Союза.
Многие музеи Крыма, такие как Херсонесский музей, Керченский музей, пополняются экспонатами, поднятыми со дна Черного моря.