40 увлекательных занятий на развитие мелкой моторики рук у детей

Last Updated on 11.07.2020 by

Развитие мелкой моторики ребенка – это одно из приоритетных задач для мамы в декретном отпуске. Ориентируясь на это, предлагаю вам еженедельник занятий, которые придутся по душе малышам и уже подросшим деткам, они совсем не сложные в своем воплощении для мамы и не требуют крупных финансовых вложений, так как большинство (если не все) развивашек можно сделать своими руками. На каждый возраст свой комплекс занятий, игр и упражнений, которые Вы чередуете изо дня в день. Предложенные упражнения, игры, занятия на развитие мелкой моторики рук у детей можно видоизменять, сочетать, совершенствовать или миксовать. Одновременно с развитием мелкой моторики у вас есть замечательная возможность развивать воображение ребенка, фантазию, ее способности, речь и мышление. Ведь учеными давно доказано, что центры в головном мозге, отвечающие за речь и моторику, находятся рядом друг с другом. И, развивая один, развивается другой. В целом мы видим картину гармоничного развития ребенка.

Общие советы и рекомендации
развивающие занятия лучше проводить в первой половине дня и только в хорошем настроении обоих (!) участников;
Ваша задача – заинтересовать ребенка;
не перегружайте ребенка продолжительностью занятия (рекомендуется тратить на моторику до 15мин в день) в связи с тем, что малышам трудно сконцентрировать внимание на чем-то одном длительное время;
радуйтесь успехам и поддерживайте в неудачах;
будьте терпеливой, ведь вы уже Волшебница, а ваш малыш только учится магии жизни;
научитесь быстро переключать внимание ребенка после того, как занятие закончено (потому что кое-кто из малышей настойчиво требовать продолжения волшебства);
пусть интересные занятия станут полезной привычкой для вас каждый день, пусть ребенок с нетерпением ждет этого момента.
Впоследствии у вас появятся свои коррективы или новые варианты заданий, а вот если вы не знали с чего начать и как развивать эту самую моторику, то пожалуйста, читайте!

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (до 1 года)Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста до 1 года
Массаж ладоней малыша. Легко растирайте, поглаживайте, покручивайте пальчики ребенка, массажируйте ладошку, можно применить точечные нажатия карандашом на поверхность ладони.
Игры «ладушки», «сорока-белобока», всевозможные считалочки.
Мешочки с крупами, бусинами, шелестящими бумажками. Обратите внимание, что они должны быть прочно сшиты, дабы малыш их оттуда не достал.
Ортопедические коврики с различными поверхностями. Ползая по ним или трогая их, нервные окончания пальчиков рук хорошо работают.
Развивающая доска с кнопками, крючочками, замочками, выключателями. Ее не обязательно покупать, любой добросовестный папа с легкостью сделает такую чудо-игрушку своему ребенку.
Перелистывание страниц у книжек. Для начала пусть это будут книги с толстыми картонными страницами, с возрастом замените формат книг на классические.
Разрывание бумаги на мелкие кусочки. Чем мельче клочки бумаги – тем лучше развита мелкая моторика рук малыша.
Развитие мелкой моторики у детей 1-2 годаРазвитие мелкой моторики у детей раннего возраста 1-2 года
Переливание воды из одной емкости в другую.
Перебирание бусинок, круп. Начните с крупных, постепенно будете переходить на детали мельче. Бусинки и крупы можно раскладывать в разные баночки по цветам/размерам/сортам, либо вдавливать в заранее приготовленную аппликацию из пластилина.
Очень увлекательное занятие – сделать ожерелье из макарон. В домашнем рационе каждой семьи присутствуют блюда из макаронных изделий. Но их не только есть можно – ими можно играть с пользой. Да-да! Бантики, звездочки, спиральки, перья, ракушки и колесики. Можно поклеить панно, можно сделать цветочек, снежинку, а можно покреативить и сделать авторское ожерелье. Тренируя координацию детских движений, научите малыша нанизывать на плотную нитку макароны. Постепенно, одна за другой, и у вас получится замечательное необычное ожерелье, которое можно раскрасить цветными красками или оставить в том виде, что есть. Сочетайте изделия, миксуйте, дополняйте ожерелье интересными браслетами!
Игрушки-вкладыши, сортеры, матрешка, пирамидка.
Рисование пальчиковыми красками.
Работа с прищепками. Выдайте малышу набор прищепок и картон, покажите, как правильно зацеплять прищепку.
Лепка тестом, пластилином. Научите малыша катать шарики, колбаски, или просто раздавливать их мочками пальцев.
Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 летРазвитие мелкой моторики у детей 2-3 года
Как можно чаще предлагайте ребенку крутить и катать в ладонях шишку, орехи, карандаши, всевозможные палочки.
Шнуровка, застегивание и расстегивание пуговиц, молний на одежде.
Научите вылавливать ложкой или сачком из чашки мелкие плавающие предметы, собирать в коробочку некрупные детали.
Играйте с пипеткой и резиновой грушей. Пусть ребенок набирает в них воду и выдавливает в специально отведенные емкости или ячейки.
Закручивание и откручивание крышек у бутылок, баночек.
Ребенок в данном возрасте уже в состоянии правильно пользоваться ножницами, поэтому пусть режет бумагу как ему вздумается.
Клейте аппликации из цветной бумаги с помощью клея ПВА. Используйте для аппликаций такие многофункциональные вещи как ватные палочки и белоснежные ватные. Ведь их можно с интересом и удовольствием использовать для детского творчества: зимой на голубой бумаге можно сделать уютный домик для Снегурочки или кормушку для снегирей. Весной – первые цветы или желторотых цыплят. Летом – золотых рыбок. Осенью – яблоки, листья и ежей. Это только те идеи, которые первыми пришли на ум. На самом же деле фантазировать можно без ограничений и придумывать разнообразные композиции. Ватные диски можно разрисовывать красками, сочетать с другими материалами. Палочками же можно довершать рисунок, рисовать радугу и цветные капли дождя.
Кто сегодня волшебник? Или удивительная манка.
Как зима запорошила всю землю белоснежным снегом, так и мама-волшебница попытается сделать что-то подобное. Ребенок будет в восторге!
На поднос, желательно сплошь одного цвета, щедро насыпьте мелкой манки с словами: «Сейся, сейся крупица – у меня дочь волшебница», или «Манку сыплю для сыночка – он волшебник мой и точка». А тогда, когда поле для творческой деятельности готово, спросите: «А почему у нас (имя) волшебник/волшебница?», – так вы заинтересуете и заинтригуете дальнейшим действом свою малютку. «А потому что только волшебный пальчик может нарисовать чудесные, удивительные картины!». И уверяю, что вы будете делать это не хуже, чем затейник Мороз на стеклянных стеклах. Покажите, как рисовать солнышко, волну, капельку или веселого смайлика. Ваш ребенок пусть попытается повторить за вами, медленно, элемент за элементом. А потом поменяйтесь ролями: будьте образцовым учеником у своего маленького учителя. Возможно, уже сегодня вы начнете лелеять художественные способности, а в будущем будете родителями всемирно известного художника или художницы.
Мозаики и паззлы. До 3 лет детям вполне достаточно мозаики из 6-12 деталей.
Рисование линий и кружков.
Можно попробовать обводить пунктирный контур, рисовать на вертикальных поверхностях.
Остров сокровищ или сенсорная жатва. Зимой мы ждем лета, а осенью – весны. Это факт! Но ведь так приятно вспомнить жаркое лето, горячее солнышко, отдых там, где плещут волны и атласное небо тревожат пушистые облака и крики благородной чайки. А детям какое счастье! Можно безобразничать, развлекаться, фантазировать, радоваться и наслаждаться, хлопочась в водичке или пересыпая песок.
А устройте дома такой отдых. Что понадобится? Хороший настроение + мамина фантазия = новые открытия и приятные впечатления
Нужен песок и широкая посудина для него. А дальше можно делать, что угодно: построить песочный дворец или прочную крепость, налепить куличиков, рисовать, оставлять отпечатки разных вещей. Такую песчаную глыбу можно считать островком, который заблудился в вашем городе. Придумайте название для него, пофантазируйте о его жителях. Воспользуйтесь морскими ракушками и камешками и спрячьте в разных местах острова ваши сокровища. Пусть ребенок находит ручкой и угадывает предмет, еще не достав его. Меняйте предметы, которые будете прятать в песочке. Дайте время маленькому исследователю найти и внимательно обследовать пальчиками предмет.
Если обычный песок ни в какую не хочется нести в квартиру, то советую купить кинетический или космический песок в любом детском магазине. Он очень податливый и при этом не рассыпается по всей комнате

Развитие мелкой моторики у детей 3-4 летРазвитие мелкой моторики у детей 3-4 года
Мамина задача – нарисовать лабиринт и научить ребенка искать правильный путь.
Самостоятельно собирать бусы на плотную нитку (леску или проволоку).
Обводить линии.
Оригами – конструирование из бумаги.
Обведи предмет. Обводить можно любой предмет, будь то стакан, блюдце, ладошка или монетка.
Учитесь шнуровать ботинок. Сначала малыш будет нуждаться в Вашей помощи, постепенно освоит навык сам.
Рисуйте пальчиковыми красками, акварелью или гуашью с помощью кистей. Делайте отпечатки ручек и ножек на бумаге.
Перечисленные выше занятия / упражнения для развития мелкой моторики рук вполне применимы и для детей 3-7 лет, поэтому смело их используйте в работе.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (4-5 лет)
Согнуть лист бумаги пополам как можно ровнее.
Удерживать сформированное большим и указательным пальцами колечко в течение 10 секунд.
Рисовать линии, прямые и изогнутые.
Пересыпать крупы из одного стакана в другой стакан.
Научите ребенка вязать узелки из веревки.
Перечисленные выше занятия / упражнения для развития мелкой моторики рук вполне применимы и для детей 3-7 лет, поэтому смело их используйте в работе.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста (5-7 лет)Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста 5-7 лет
Рисовать более сложные линии, таким образом рука ребенка готовится к письму.
Рисовать человека со всеми частыми тела.
Вырезайте фигурки ножницами по контуру.
Раскрашивайте рисунки.
Перечисленные выше занятия / упражнения для развития мелкой моторики рук вполне применимы и для детей 3-7 лет, поэтому смело их используйте в работе.
Песенки-чудесенки
Музыка – это сила!.. Колыбельные, которые поет мама, особенные, такие родные и мелодичные. Они запоминаются навсегда. Ваш ребенок – это благодарный и вдохновенный ценитель вашего таланта, несмотря на то, в какой степени выражены ваши певческие способности. Пойте своему крохе и уже подросшеим сыночку или дочке!

Найдите песенку по душе и пойте ее вместе, научите ребенка ритму, мелодии, стихотворным строчкам. Впоследствии у вас будет замечательный музыкальный дуэт. А еще сделайте маленькую, пушистую зверушку, например, барашка (или другого питомца). Ведь маленькие барашки обожают, когда им поют маленькие дети, тогда они оберегают их сон и дарят сказочные сны.
Нарисуйте контуры животных на бумаге или распечатайте картинку и, пользуясь медицинской ватой и клеем, сделайте пушистые «шерстяные» кудряшки, а тогда приклейте к изображению. Мамина роль – модератор творческого процесса, пошаговая инструкция и спонсор хорошего настроения. В результате – маленький шедевр дорогого человека в мире! Поздравляю! Вы это сделали!

Мы все родом из Детства! Из страны счастья, безмятежных радостей, маленьких капризов, прихотей, сладостей и искренних улыбок. И в каждом из нас в душе жил путешественник, новатор, первооткрыватель и неутомимый путник с интересной миссией под названием «Моя яркая жизнь». Сколько сил, энергии, детских выдумок и фантазий стоят маленькие открытие. Сейчас же, когда становимся родителями, заботливыми мамами и папами, мы стараемся быть достойными, всезнающими и мудрыми наставниками их маленького и такого интересного мира. А давайте попробуем примерить роль интересного, энергичного, всепонимающему гида, экскурсовода страной Детства для наших сладких ангелочков!